Рождение и оценка бизнес-идеи

Рождение идеи

Первый закон «new бизнеса» - «все новое, давно забыто старое»

Мало кто будет спорить с утверждением «все новое, давно забыто старое». Человека способного превратить «старое» в коммерчески успешный проект считают успешным предпринимателем. В этом представлении не мола верных суждений. Действительно, 99% успешных идей, генерируемых для бизнеса, в том или ином виде уже были реализованы ранее. Рецепт прост. Берём за основу «велосипед», убираем руль, ставим мотор, гироскоп, аккумулятор, упаковываем в современный дизайн, даём новое название «гироскутер» - готово!

Это пример реализации идеи, основанной на совмещении существующего уже более 200-т лет способа передвижения на двух колёсах, и новых, ставших доступными технологиях, подаренных нам научно технически прогрессом. Возможно этот, по сути своей велосипед, в этот раз всё-таки был изобретён заново. Подобных успешных примеров симбиоза науки и времени нам подарено не мало. Самым успешным считается создание Apple «нового» телефона, приведшее к полному переосмыслению сути обмена информацией на расстоянии. Чуть больше 130 лет потребовалось цивилизации что бы человек получил и принял старую идею в новой упаковке.

Но, так ли все просто?!

«Хорошая идея – дорогого стоит!» Почему 99,9% всех идей рождаемый предпринимателями не находят свое применения, и умирают, часто не рождёнными? Ответ очевиден. Мы все любим новое, если нам это несёт какую-либо выгоду. Что есть выгода? Самое очевидное и простое, удовлетворение любопытства. Да, в основе нашего интереса ко всему новому лежат инстинкты. Любопытство, один из самых очевидных и как нам кажется безобидных. На самом деле, наше не осознанное влечение ко всему новому мощнейший мотиватор, если хотите «вечный двигатель» этого мира.

К понимаю первичной оценки, на сколько хороша идея, мы должны в первую очередь ответить на вопрос, наша идея вызывает интерес только у нас, или еще у кого-то? Ответ на этот вопрос является фундаментом для успешного будущего нашей бизнес идеи.

Очевидно, что наша идея должна удовлетворять существующий интерес к чему бы то ни было большой аудитории. Иными словами, она должна быть востребована.

Как узнать, востребована идея или нет? Самый простой способ дать ответ на этот вопрос, посмотреть, кто и как уже это сделал? В соответствии с «первым законом бизнеса», мы ищем тех, кто уже реализовал эту идею. Не трудно понять как много предложений товаров или услуг в той или иной степени реализуют вашу идею компаниями, уже представленными на рынке.

Сам по себе факт наличия конкурентов для вашего, еще не рожденного, бизнеса – это хорошая новость. И чем таких больше, и чем дольше они живут, тем выше вероятность, что ваша идея жизнеспособна.

Следующий вопрос, который нужно задать, чем отличается ваша идея от того, что уже представлено? И главное, достаточно ли этих выгодных отличий для того то бы заинтересовать будущих покупателей?

Дальше вступает в силу второй закон бизнеса. «Не обмани себя». Постарайтесь найти 10 отличий, выделить из всего перечня 2-3, которые будут наиболее интересны для будущих покупателей. Попросту говоря, выделите и проверьте на своем окружении основные конкурентные преимущества вашей идеи.

Тихий предприниматель или активный бизнесмен

Невозможно купить товар или воспользоваться услугой у компании, которую Вы не знаете. Чем быстрее о вас и вашем товаре узнает мир, тем выше вероятность того, что он будет реализован. Третий закон бизнеса: «реклама – двигатель торговли». Думайте о том, как продать ваш товар или услугу с момента рождения идеи. Можно бесконечно говорить о рекламе, маркетинге, продвижении, стимулировании и прочих особенностях информирования потенциальных покупателей. Важно как можно раньше определить свой путь и начать поиск свое аудитории.

Выберите два критерия из трёх для вашей будущей рекламной компании:

  • быстро,
  • не дорого,
  • эффективно.

Практика показывает, три критерия не достижимы.

Вне зависимости, какой вы предприниматель, осторожный и эффективный или агрессивный и быстрый, ваша задача, за короткий промежуток времени придать вашему продукту известность.

Наличие большого конкурентного лагеря даёт еще одно преимущество. Изучение как ведущие игроки продвигают свой продукт позволит сократить издержки на поиск оптимальной рекламной компании. Конкуренты скорей всего прошли путь подбора оптимальных каналов продвижения и уже выбрали наиболее эффективные. Анализ конкурентной среды позволит выделить инструменты, подходящие для вашего проекта.

Выбранная стратегия выхода на рынок должна коррелироваться с реализуемой рекламной компанией.

Время и деньги находятся в постоянной незримой связке. Вкладывая деньги, бизнес старается снизить в первую очередь, временные затраты на достижения конкретной цели. Время самый дорогой ресурсом, с которым связан бизнес. Невосполнимость этого ресурса делает его таким.

Одной из ключевых задач оценки идеи стоит задача поиска оптимальных временных затрат. Мы не можем себе позволить бесконечного долго выходить на рынок, готовить старт, готовить продукт, готовить команду. Каждый день, для работающего бизнеса, стоит определённых затрат. И можно было бы утверждать, что быстрое достижение выбранной цели — это ключевой критерий успеха., если бы не одно «но»!

Цели будущего бизнеса

«В тайне обогащения и секрете успеха комедии есть общее – выбор момента!» Успешная реализация идеи во многом зависит от множества факторов, которые можно охарактеризовать одним словосочетанием «выбор момента».

Когда стартовать, сегодня, завтра, или вообще не стартовать в этом году?! Слушать внутренний голос, партнёра, бизнес – ангела, или взывать к высшим силам? Что делает вашу идею уникальной, а бизнес не похожим на конкурентов? Много вопросов с не очевидными ответами. Как вообще выбрать «нужный» момент? На что опираться бизнесу при принятии решений?

Основу стабильного успеха составляет способность бизнеса ставить перед собой цели и достигать их в установленные временные рамки. Кране сложно быть единственным эффективным игроком на рынке. Определение целей позволяет выделить наиболее важные для бизнеса векторы приложения сил. Эти же цели позволяют выстраивать логические временные связи в реализации бизнес идеи.

Стратегия, это обоснованный перечень задач, которые предстоит решить бизнесу в процессе её достижения. При грамотно выстроенной стратегии, бизнесу уже не нужно решать вопросы тактики, когда выходить на рынок, когда начать продавать, когда переходить к расширению. Правильно сформированный стратегический план сделает, к примеру задачу выхода на рынок одним из этапов сбалансированного плана достижения целей бизнеса.

Несколько стратегий связанных единым пониманием целей бизнеса образуют стратегический план. Стратегического плана позволяет сформировать организационный и финансовый план реализации на период, реализовать кадровую политику, правила финансирования, выстроить систему управления максимально полезную с т.з. эффективности и скорости принятия решения.

Идея должна получить стратегический план. Подробно о стратегическом планировании см статью «Оперативное и стратегическое планирование»

Сложные вопросы, простые ответы

Продукт, потребители, аналоги, конкурентные свойства, ответ на вопрос «кто купит и почему?»

Что есть продукт? Максимально коротко опишите его назначение для потребителя. Если вам не удалось это сделать в одном предложении, то скорее всего потребитель точно не сможет обосновать для себя необходимость покупки.

Кто потребитель? Даже хлеб в пищу потребляют не все. Бизнес однозначно должен знать «портрет» потребителя своего продукта. Почему покупает, для чего, как часто использует, когда и почему отказывается от использования. Выделение целевых групп позволит максимально точно сформировать вектор усилий для реализации рекламной стратегии и не распылять ресурсы на те группы потенциальных покупателей, которые трудно достижимы или не являются таковыми вовсе.

Аналоги? Любой продукт имеет свои уникальный характеристики, при этом к любому продукту можно подобрать аналоги. Мир устроен так, что на месте одного исчезнувшего продукта, появляется не менее трёх его аналогов. Выбор пользователя всегда в пользу тех продуктов, которые максимально доступны. В критерий доступности входят:

  • Цена.
  • Время, затраченное на оплату и получение.
  • Время, непрерывной эксплуатации (гарантии).
  • Престиж.
  • Время и стоимость восстановления, повторного получения.

Потребитель всегда выбирает. Завоевать свое потребителя можно достигнув исключительные показатели в описанных выше критериях.

Конкурентные свойства. Магнит для вашего потребителя – конкурентные преимущества по отношению к аналогам. Определение этих преимуществ, удержание, создание новых – основа успеха продвижения продукта или услуги. Нет смысла в создании не востребованных конкурентных преимуществ. Значение своей аудитории, удовлетворение текущих и предвидение будущих ожиданий, обеспечит устойчивый спрос на продукт или услугу.

Стоимость. Продукт должен стоить столько сколько за него готов заплатить ваш потребитель. К примеру, цена продукта не всегда должна быть низкой, даже если он одноразовый. Люди не привыкли платить дешево за качественный продукт, это скорее вызывает недоверие. Кроме этого, доступная цена вызывает пренебрежение. Лёгкое отношение к покупке, нет мотивации сохранить продукт. Это отрицательно влияет на бренд, его устойчивость в высоко конкурентной середе. С другой стороны, задача сохранения продукта, возложенная на плечи покупателя им самим добровольно, это дополнительный бесплатный канал продвижения на долгие годы.

Кто купит и почему?

Ответ на этот вопрос и есть задача первичной оценки идеи будущего бизнеса. Нет волшебной таблетки, которая бы сделала для всех продукт обожаемым, цену доступной, максимально полезным во времени, и любимым во всем мире. На вас всегда будут влиять масса факторов, которые заставят бизнес подстраиваться, постоянно находясь в поиске оптимального решения.

«Любой продукт рано или поздно будет продан». Задача бизнеса, что бы это случилось как можно раньше. Поиск своего покупателя должен опираться на простые человеческие инстинкты.

Качество. Никто не хочет платить за не качественный товар или услугу. Никто не будет рекомендовать не качественный товар. Никто не хочет быть обманутым. А именно «обман» в понимании покупателя происходит, когда он обменивает свои деньги на ваш продукт, который не соответствует заявленным характеристикам и ожиданиям от владения.

Престиж. Очень не до оценённый критерий в конкурентной борьбе. Скрытый и мощный мотиватор при покупке. Обладает важным синергетическим эффектом. При выборе между двух равных по качеству продуктов выбор падет на тот который обладает высшим приоритетом престижа у покупателя. Именно поэтому важно иметь в составе стратегического плана отдельную стратегию, направленную на создание бренда безусловного доверия.

Востребованность. Самый гибкий и не определённый критерий для манипуляции потребительскими свойствами продукта или услуги. Сложно убедить потенциального покупателя что данный продукт или услуга ему жизненно необходимы. Востребованность может быть объективной или субъективной. Хорошо если продукт или услуга объективно востребованы, используется потребителем в повседневной жизни и без его использования покупатель будет испытывать дискомфорт. Крайне важно определить степень востребованности вашей идеи у конечного потребителя, найти мотиваторы и донести их до будущих покупателей в том виде, в котором это принесёт максимальный эффект потребителю.

Отказ от реализации идеи. Эффективность принятия решений. Ответственность бизнеса перед партнёрами. Зрелость бизнеса.

Наш опыт показывает, не более 1 % идей жизнеспособный в горизонте 3- 5 лет. В периоде более 5 лет этот процент падает в 10 раз. Как принять решение, вкладывать деньги и время в реализацию очередной идеи или отказаться от идеи в пользу следующей?

К счастью, как нет рецепта успеха, так нет и рецепта поражения. Успех рано или поздно приходит. «Человека учат не победы. Часто проигрыши становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать на много приятней. Жизнь такова, что поражения неизбежны, но нужно стараться, что бы они не стали правилом».

Нужно быть очень сильным и зрелым человеком что бы отказаться от своей реализации идеи. И нужно быть очень смелым и решительным человеком что бы не отказаться. Как вы поступите, если идея окажется низко рентабельной, рынок ограниченным, а трудозатраты высокими? Логика и здравый рассудок не всегда хорошие советчики.

Мы всем всегда рекомендуем, никогда не отказывается, идти до конца, пока это возможно. Самое ценное, что вы можете потерять – это время. Самое важное, что вы можете приобрести - опыт.

Учитесь оценивать свои силы, брать на себя ответственность, принимать взвешенные, холоднокровные решения, анализировать неудачи, искать решения в безвыходных ситуациях. У вашего бизнеса может быть только один лидер.