Любая стоящая бизнес идея не обойдётся без её финансовой оценки. Соблазн заглянуть в будущий финансовый успех своего предприятия, рано или поздно, втянет вас в Марианскую впадину финансовых понятий, которые обычного предпринимателя ставят перед не разрешимой проблемой, которая выражается одним сакральным вопросом «как рассчитать своей проект правильно?»
До того, как начнём складывать и вычитать, откроем Excel и начнём строчить формулы, постараемся определим критерии понятия «правильности» будущего расчёта.
Во всей этой истории с созданием расчётов для будущего бизнеса есть несколько важных моментов которые нужно постоянно помнить и использовать в своей практике при работе с «будущим».
Первое. Все понимают, будущее не написано, а поэтому любая попытка взглянуть за горизонт это не более чем интерпретация (фантазия) своего ожидания. Подсознательно, мы хотим, чтобы всё получилось, и невзирая на свои опасения видим только оптимистичный вариант реализации.
Второе. Как долго бы вы не смотрели на воду, вы не увидите двух одинаковых рисунков. Тоже самое и в бизнесе. Нет и не будет двух одинаковых компаний. Изучая чужой опыт, и видя успех «соседа», это всего лишь иллюзия открывающихся возможностей.
Третье. В самом поверхностном плане реализации, и самом продуманном и сбалансированном плане есть одно общее - эти планы никогда не сбудутся.
Ответ, как рассчитать правильно свой проект – ни как! Правильным будет называться тот расчёт, и та реальность, которую вы для себя примите. Адекватность оценки будет зависеть от множества факторов, которые перечислить практически невозможно, а можно только классифицировать.
Цель любого сделанного вами расчёта, решить одну, какую-то конкретную задачу. Изменится цель, изменятся и расчёты. Это логично, т.к. каждый раз мы хотим решить конкретную задачу которая живет только в рамках принятых нами условностей.
Необходимо получить финансирование проекта. Получение финансирования, в первую очередь, связано с пониманием, что придется убедить инвестора, что ваш проект выгоднее таких же лежащих у него на столе.
На практике это заставляет нас создавать «свой» сценарий, реализация которого позволит инвестору принять положительное решение в отношении вашего проекта. Мы создадим такое окружение, которое бы представляло наш проект в выгодном свете, с соблюдением всех правил игры. Нет смысла идти к инвестору описывая убытки, и за предельные риски. Мы должны выстроить расчёты таким образом, что результаты:
Процесс создания финансового плана проекта можно условно разделить на три части.
В основе любого расчёта лежат исходные данные, которые, в общем понимании, составляют формализованный календарный график доходов и расходов в выбранном горизонте планирования.
Источником корректных данных служит стратегический план реализации проекта. (см статью «Оперативное и стратегическое планирование».) Разработка стратегического плана заканчивается утверждением бюджета его реализации.
В самом простом варианте, если нет стратегического плана, можно составить обычный организационный план проекта верхнего уровня, определить временные рамки каждого из этапов и оценить стоимость реализации этапов в денежном выражении. (см Инструмент организационно-финансового моделирования ссылка)
Деньги должны быть связаны с организационным планом реализации проекта. Это позволит получить адекватные ожидания при расчёте потребности в финансировании проекта.
На что влияет выбор цели, какие ограничения накладывает, и как участвует в создании расчётов?
Для тестового примера обозначим две цели.
Цель 1. Оценка инвестиционной привлекательности стартапа и последующее получение финансирования.
Цель 2. Оценка эффективности модернизации предприятия.
Очевидно, это две разноплановые цели. Первая направлена на получение инвестиций. Вторая направлена на оценку внутренних ожиданий бизнеса от реконструкции, на сколько она окажется эффективной и стоит ли её начинать.
Результат в одном и другом случае – вложение денег. В первом случае, у нас нет своих денег, во втором у нас есть свои деньги, но их может не хватить и возможно придется привлечь дополнительное финансирование.
Как говорилось ранее, первая цель не оригинальная, по сути, цель будущего расчёта представить проект в лучшем из возможных сценариев, с учётом прогнозов.
Вторая цель более сложная. Результаты расчётов должны обосновать (убедить) в обоснованности вложений собственных средств в будущее нашего предприятия.
Собирая исходные данные и создавая расчёты, мы должны постоянно обращаться к целям и сравнивать наши ожидания с получаемыми результатами.
Очевидно для положительного решения инвестора, нам нужен такой расчёт, который будет полностью совпадать с ожиданиями инвестора. Тут нужно сказать, инвесторами становятся не для того, чтобы вместе с вами делать бизнес, а за тем, чтобы ваш бизнес заработал для деньги для инвестора. Инвестор лучше вас понимает, какова ценность цифр на бумаге и реальных денег, которыми он рискует, вкладываясь в ваш проект. И обижать инвестора не продуманными расчётами не стоит. О том как не допустить очевидных ляпов мы поговорим позже. Сейчас вы должны запомнить. Цели ваших расчётов – понравится инвестору.
Для оценки будущих ожиданий от модернизации, мы должны в первую очередь оценить будущих экономический эффект. Эффект наступает в случае адекватной оценки внутреннего и внешнего окружения проекта. В этом случае нет нужды кому-то понравиться. Наша цель, как можно объективнее взглянуть на возможности, которые открываем планируемая нами модернизация. И если в первом случае сбор исходных данных начинается с создания организационного плана, то во втором желательно оценить риски, сильные и слабые стороны, угрозы и возможности.
К неразрешимым противоречиям приведет попытка, совместить две и более целевых задач. Например, период окупаемости проекта. При проведении модернизации это важный, но не ключевой параметр. При расчёте стартапа этот параметр один из ключевых и должен соответствовать ожиданиям инвестора, а как известно они очень жесткие.
Модернизация же может быть направлена кроме финансовых и на качественные результаты. Бизнес ожидает, что именно изменения качества приведет к финансовому успеху. Качественные изменения наступают далеко не сразу и не редко их эффект ниже ожиданий. Но когда выбор между потерей бизнеса и завышенном периоде окупаемости, то последнему можно выставить более низкий вес оценки.
Когда мы готовы делать расчёты?
У нас есть:
..это бесконечный список, если его продолжать мы ни когда не будем готовы начать расчёт и учесть все возможные риски!
Выход прост. Разбейте процесс финансового моделирования на два этапа.
Этап 1. Создайте простой, первичный расчёт на имеющихся у вас данных
Примите за минимальную величину расчёта год и соберите ожидаемые затраты в выбранном горизонте планирования.
Для этого не нужны специфические знания финансового учёта и инвестиционного анализа.
Цели первичного финансового расчёта - с минимальными временными трудозатратами получить максимум возможного результата. Вы должны:
Для этого достаточно выделить три этапа:
Выделение этих трёх этапов позволит описать 80% ожиданий.
Этап |
Наименование |
1 год |
2 год |
3 год |
N год |
Инвестиционный |
|||||
Земля |
1,5 млн |
||||
Оборудование |
3 млн |
||||
Здание |
6 млн |
||||
Финансирование |
9,5 млн |
||||
Старт продаж |
|||||
Продажи |
7 млн |
||||
Затраты на товар и производство |
3.5 млн |
||||
Затраты на рекламу и продвижение |
0.55 млн |
||||
ФОТ |
0.35 млн |
0.75 млн |
|||
АХО |
0.45 млн |
||||
Период устойчивых продаж |
|||||
Продажи |
15 млн |
18 млн |
|||
Затраты на товар и производство |
5.2 млн |
7.4 млн |
|||
Затраты на рекламу и продвижение |
0.75 млн |
0.75 млн |
|||
ФОТ |
0.755 млн |
0.795 млн |
|||
АХО |
0.55 млн |
0.75 млн |
|||
Итого за период |
0,2 млн |
3,9 млн |
7,6 млн |
8,4 млн |
|
Итого CF |
0,2 млн |
4,1 млн |
11,9 млн |
20,4 млн |
Первичный расчёт даёт понимание как взаимодействуют периоды и показывает положительный тренд реализации. Будучи построенным на базе стратегического (или организационного) плана, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что финансовый план построен верно и может быть принять для реализации.
Достигнута главная цель создания первичного расчёта - экономия времени. Мы можем, опираясь на полученный результат, вернутся к организационному планированию и изменить не сбалансированный бюджет затрат, отказавшись от части затрат, или не обоснованно низкие плановые поступления от продаж.
Логика подсказывает, что любые значительные инвестиции, даже при небольшой чистой прибыли будут, рано или поздно покрыты. Но это недостаточно для того, чтобы считать проект инвестиционно привлекательным.
Ваша бизнес область, в которую вы планируете выйти, уверенность в продукте, понимание как его продавать, гарантируют вам 90% успеха.
Задача второго этапа, уточнение исходных данных, переход к более низкому уровню планирования (к примеру, помесячному), расчёт инвестиционных показателей, позволяющих инвестору принять решение.
(Инструмент финансового моделирования в Excel ссылка)
Полученные результаты первичного планирования подтвердили, что проект имеет потенциал при реализации, удовлетворяет ожидания инвестора от его реализации. Теперь можно оформить результаты в виде полноценного, детального расчёт проекта.
В основу будущего расчёта необходимо заложить критерии, по которым мы будем оценивать качество проекта, ключевые показатели. Например, это может быть стоимость компании.
Показателей должно быть ровно столько, сколько требуется оценки конкретного проекта. Для одного проекта необходим детальный расчёт, в других нет смысла перегружать проект малозначимыми деталями.
Обязательно должны присутствовать расчёты:
Хорошей практикой считается делать расчёты относительных показателей эффективности:
Кроме этого, для разных видов бизнеса должны быть определены свои, присущие только этим проектам специфические, ключевые метрики. Например, для интернет проекта основными метриками являются количество абонентов и ARPU (average revenue per user — средняя выручка на одного клиента). Количество абонентов и то, сколько денег они периодически платят, зависят от множества факторов, из которых основные — затраты на рекламу и продвижение услуг.
Кроме этого, обязательно потребуется расчёт показателей инвестиционной привлекательности
Кроме этого, крайне желательно выполнить:
По некоторым бизнес направлениям будет важны расчёты финансово-аналитических показателей.
Состав технологических требований инвестора к финансовой модели